Версия сайта для слабовидящих

МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области
Адрес: 603006 г.Н.Новгород ул.Решетниковская, д.2
Телефон: 8(831)435-57-30; Факс:(831)435-57-35
e-mail:miac@zdrav.kreml.nnov.ru
  • VTEM Image Show

    Уважаемые гости

    Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте ГБУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр»
  • VTEM Image Show

    ИТ в сфере здравоохранения

    Разработка, внедрение и сопровождение проектов по хранению и обработке информационных систем в сфере здравоохранения
  • VTEM Image Show

    Контакт-центр обработки вызовов

    Население может получить интересующую информацию по исполнению услуги «электронная запись на прием к врачу» по телефону «горячей линии»: 8(831) 435-57-55.

Полезные ссылки

 

Любовь Евгеньевна Варенова, директор ГБУЗ НО «МИАЦ», отличник здравоохранения, рассказала о том, как проходит информатизация регионального здравоохранения, – Информатизация – это глобальная задача не только нижегородского, но и российского здравоохранения. В настоящее время на Федеральном уровне принят ряд нормативно-правовых актов, в части информатизации здравоохранения. «Красной нитью» через все эти документы проходит требование о создании и развитии Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).

  Целью создания ЕГИСЗ является информационная поддержка двух процессов: управления системой здравоохранения и оказания медицинской помощи.

  Для решения этих задач созданы ряд федеральных сервисов: система интегрированной электронной медицинской карты; федеральная электронная регистратура; федеральный регистр медицинских работников; федеральный регистр медицинских организаций (Геопортал медицинских организаций) и др. В настоящее время в России запущено 11 серверов, которые контролируют все процессы, происходящие в здравоохранении субъектов каждого региона РФ. И не только в целом, но и по каждой медицинской организации.

  – Любовь Евгеньевна, расскажите подробнее о самых важных сервисах.

  – Например, Геопортал – создан для проведения анализа доступности медицинской помощи населению. Это карта, на которую нанесены все населенные пункты и медицинские объекты России, в том числе все центральные районные больницы, участковые больницы, врачебные амбулатории, домовые хозяйства с указанием количества жителей каждого населенного пункта.

  Для чего это делается? Чтобы обеспечить качественную медицинскую помощь для каждого жителя, независимо от места проживания. Карта позволяет оценить шаговую и транспортную доступность скорой и первичной медико- санитарной помощи, и выработать решения по организации работы учреждений здравоохранения для оказания медицинской помощи в «золотой час». С использованием данных Геопортала разработан план мероприятий («дорожная карта») по обеспечению доступности медицинской помощи населению, проживающему в населенных пунктах, находящихся вне зоны медицинского обслуживания. Эта геосистема сопряжена с другими сервисами: учетом врачей, работающих на территории области, их движением, а также с местом и видом оказания медицинской помощи.

  – Скажите, какие изменения ожидают пациентов в связи с информатизацией?

  – Отчасти они уже произошли. Это касается, например, электронной записи на прием к врачу. Система создана и работает у нас на двух порталах. Все медицинские учреждения, которые находятся на нашей территории, интегрированы в федеральную систему. В соответствии с указаниями Минздрава России, интеграция должна быть завершена в декабре этого года. У нас это уже реализовано. Сегодня на уровне федерации могут отслеживать электронную запись пациентов.

  Самая большая проблема в поликлинических учреждениях – очередь. Чтобы решить эту задачу, мы разработали единый подход к электронной записи на прием к врачу. Наша задача в том, чтобы человек, обратившийся в поликлинику, как можно меньше времени проводил в ее стенах. При первичном обращении, кроме того, что пациента записывает на прием медицинский регистратор при обращении в регистратуру, он также может сам записаться к врачу через Интернет. Самостоятельная электронная запись включает в себя запись на первичный прием и запись на профилактический осмотр.

  В организациях, где информатизация заработала и создано автоматизированное рабочее место врача, врач ведет прием уже без ручки – он ведет дневник в электронном виде, затем распечатывает дневниковую запись и подклеивает в карточку.

  Если в ходе приема пациенту назначено лечение, для того, чтобы его проконтролировать, требуется повторный прием. Врач с автоматизированным рабочим местом, может сразу записать пациента на повторный прием сам. В тех поликлиниках, где врач не обеспечен АРМ, он для записи на повторный прием направляет пациента в регистратуру. То есть, пациент НЕ может сам записаться на повторный прием по интернету. Это может сделать либо врач, либо медицинский регистратор. Такой подход позволяет корректировать процессы, получать информацию о свободном времени у врача, меняя его расписание, например, увеличивая время приема в поликлинике и сокращая время посещения на дому или наоборот. Кроме того, есть больные с диагнозами, которые требуют консультации врачей узкой специализации. На прием к ним тоже записывает терапевт с АРМ, либо регистратор.

  – Над чем Медицинский информационно- аналитический центр работает сейчас?

  – В настоящее время мы работаем над внедрением автоматизированной системы в работу параклинических служб, к которым относятся лабораторные исследования крови, мочи, кала, флюорография и т.д. Обычно пациенты к специалистам параклинических специальностей приходят рано утром и образуют большие очереди. В результате применения нового подхода к управлению очередью запись и прохождение исследований станет более комфортным для пациентов. В поликлинике №7 г.Нижнего Новгорода уже запущен и реализуется соответствующий пилотный проект.

  В Нижегородской области внедрена региональная медицинская информационная система (РМИС), которая объединяет все государственные медицинские организации области. К сожалению, компьютерами оснащены далеко не все врачебные места, поэтому нами разработаны два варианта записи на исследования.

  1. В медицинских организациях, работающих в системе РМИС, где автоматизированы рабочие места врачей, запись на исследования осуществляется врачом на приеме с выдачей пациенту направления на исследования.

  2. В медорганизациях, не оснащенных АРМ, запись пациента на исследования производят в регистратуре по направлению врача. У регистратора есть доступ к талонам на исследования в системе.

  – Какие еще перемены происходят в учреждениях здравоохранения?

  – Сейчас мы запускаем систему удаленных телемедицинских консультаций. Планируется подключить 16 медицинских организаций, прежде всего, тех, где рас- положены региональные и муниципальные центры экстренной медицинской помощи: ПСО, ДТП, перинатальные, ПОКи. Они будут подключены к системе видеоизображений – Центральному архиву медицинских изображений (ЦАМИ). Возможна будет мгновенная передача результатов КТ, МРТ, ангиографии и пр. На- пример, при инсультах и инфарктах, когда необходимо определить тактику лечения, можно будет, например, сделать КТ и тут же проконсультироваться. В этих случаях жизненно важно начать лечение в течение перво- го «золотого часа», что многократно повышает его эффективность. При ДТП благоприятный прогноз тоже зависит от сроков оказания медицинской помощи. Для сокращения этих сроков и создается система телемедицинских консультаций.

  Одна из задач МИАЦ – внедрение электронных амбулаторных карт пациентов для всего населения области. У каждого больного будет своя карта, в которую будут заноситься все сведения об обращениях и состоянии его здоровья.

  – А если эта информация станет доступной для всех? Как же тайна диагноза?

  – Работа организована исключительно по закрытым каналам связи. Доступ к некоторой информации ограничен даже для врачей. Допустим, психиатрический диагноз не доступен для докторов других специализаций.

  Если карта больного будет доступна на уровне федеральных медицинских организаций, у лечащих врачей будет возможность проконсультироваться со специалистами ведущих медицинских центров РФ.

  – Над чем еще будете работать в ближайшее полугодие?

  – На второе полугодие 2017 года намечены такие задачи:

  • Определение объемов по техническому дооснащению медицинских организаций

  • Массовое внедрение электронных медицинских карт

  • Завершение интеграции Лабораторной информационной системы, установленной в ГБУЗ НО «Городская клиническая больница №13», с РМИС. По завершению процесса мы получим возможность полностью отказаться от бумажных направлений на анализы и бумажных результатов. То есть направления на исследования будут автоматически передаваться в лабораторную систему и, соответственно, результат исследований автоматически будет попадать в электронную медицинскую карту пациента.

  – На ваш взгляд, информатизация учреждений здравоохранения Нижегородского региона идет успешно?

  – Хотя уровень оснащения медицинских организаций в нашем регионе разный, тем не менее, автоматизация идет достаточно успешно. Хотя есть и сложности.

  Одна из основных наших задач – перевести работу врачей с бумажного формата на электронный, обучить их и убедить в том, что это не дань моде и не «обязаловка сверху», а то, что реально нужно не только для повышения эффективности работы системы здравоохранения в целом, но и улучшения условий работы конкретного врача.